«Посмотреть «Барри Линдон» — будто целый день ходить по музею Прадо без обеда». Стивен Спилберг
«Барри Линдон» — кинофильм американского режиссёра Стэнли Кубрика, широко признанный одной из вершин исторического («костюмного») кинематографа. Это вольная экранизация плутовского романа классика английской литературы Уильяма Мейкписа Теккерея «Карьера Барри Линдона» (1844), в котором рассказывается о судьбе ирландского авантюриста Редмонда Барри, поставившего себе цель любой ценой сделать карьеру и войти в английский высший свет середины XVIII века. Несмотря на трёхчасовую продолжительность, повествование крепко прошито нитями параллельных мест, задваиваний и лейтмотивов, создающих зеркальный лабиринт отражающихся друг в друге ситуаций. В погоне за абсолютной реалистичностью Кубрик настоял на использовании не только подлинных декораций, но и костюмов; все съёмки велись на натуре. Интерьеры освещены только естественным дневным светом либо свечами, что позволило добиться небывалых в истории кино эффектов светотени.
СЮЖЕТ: Историческая драма «Барри Линдон» расскажет о жизни простого парня из Ирландии, который открыл в себе дух авантюризма и стремление к приключениям. Редмонд Барри жил размеренной жизнью в родной деревушке вместе со своей матушкой. Парень собирался вступить в брак с кузиной Норой и провести остаток жизни в тихих семейных радостях и бедняцких трудностях. Но родители предполагаемой невесты пообещали дочь другому. Долги вынудили их сосватать Нору за состоятельного английского солдата. Редмонд вызывает соперника на дуэль. После поединка Барри, уверенный в том, что убил англичанина, пускается в бега.
Но путешествие не задалось с самого начала. На Редмонда нападают разбойники, лишая его всех скудных пожитков. Ирландец вынужден вступить в ряды армии Великобритании. Бушует Семилетняя война. Барри быстро смекнул, что солдаты на поле боя являются лишь пушечным мясом. Рассудок и тяга к приключениям толкают Редмонда на очередной побег. Впереди у дезертира служба в прусском войске, должность соглядатая при незадачливом шпионе, многочисленные аферы и женитьба на титулованной вдове Линдон. Редмонд познает всю глубину жизни — от признания и богатства до бесчестья и деградации…
Эта картина дает зрителю возможность окунуться в атмосферу середины 18 века. Стенли Кубрик не только срежиссировал и спродюссировал, но и написал сценарий к этому фильму на основе плутовского романа Уильяма Мейкписа Теккерея, классика английской литературы. Этот трехчасовой киношедевр по праву можно назвать одной из вершин исторического, «костюмного» кино – ведь все съемки велись на натуре, с подлинными интерьерами, без специального света, все освещалось либо солнцем, либо свечами и факелами, что и дало такую интересную, крайне редко встречающуюся в кинематографе, игру света и тени. Сложная, весьма закрученная история жизни Рэдмонда Барри – целая одиссея, герой вместе со зрителями скитается по тогдашней Европе, попадая в разные ситуации и места, который воссозданы с невероятной скрупулезностью – съемки велись почти 300 дней!
Одного того факта, что грандиозная костюмная драма Стэнли Кубрика «Барри Линдон» длится больше трех часов, достаточно, чтобы впасть в уныние. К умопомрачительному хронометражу добавьте особые условия, в которых снимался фильм (Кубрик намеренно пользовался только естественным светом), и можно начинать ужасаться тяготам мира. Но не все так плохо – картина у мэтра получилась не просто отличной – это великолепный образец подлинной драмы: жизненной, многогранной, наполненной яркими характерами и охватывающей широчайшую географию. И да, это очень поучительный, несмотря на пессимистичный настрой и печальный конец, фильм. Концентрат грусти, печали и несправедливости.
Обратите внимание — в этом фильме нет ни одного положительного персонажа. Перед нами не герои, а люди со всеми своими слабостями и достоинствами, пороками и благородством. Конечно, можно попытаться придать жизни хоть какой-то логический смысл, но только вот судьба плевать хотела на человеческую логику. Единственный по-настоящему благородный поступок главного героя – это когда во время финальной дуэли он не убивает своего приемного сына, а стреляет в землю. Это становится его трагедией: жизнь рушится, у него не остается ничего. Вся судьба Барри становится только именем в счете или надписью на надгробии. И от этого еще трагичнее звучит эпилог: после смерти все люди равны.
Один из четырех «Оскаров», которых был удостоен «Барри Линдон», — за лучшую музыку к фильму. К выбору музыкальной темы Кубрик подошел не менее скрупулёзно, чем к проработке визуальных решений. Для него было обычным делом подгонять сцены к подобранной заранее музыке. Он вспоминает, что за время работы над картиной прослушал все имевшиеся в продаже пластинки с записями музыки XVII—XVIII веков. В фильме можно услышать такие редко исполняемые мелодии, как Гогенфридбергский марш, традиционно приписываемый самому прусскому королю. Затруднение состояло в том, что музыка XVIII века лишена драматизма в современном понимании слова, — проблема, которую удалось снять при помощи новых аранжировок, подготовленных для фильма Леонардом Розенманом.
Выбор Кубрика остановился на трех основных музыкальных мотивах. Первые (и истинные) романтические увлечения главного героя — Нора и немецкая девушка — сопровождаются звуками фолк-песни Шона О’Риада «Ирландские женщины». Графиня Линдон проходит через фильм под задумчивые аккорды фортепьянного трио Шуберта. Несмотря на позднюю дату сочинения, мелодия Шуберта лишена завихрений позднего романтизма и, по мнению режиссера, тонко балансирует на грани между романтикой и трагизмом. Полузабытая ко времени создания фильма «Сарабанда» Генделя воплощает неумолимость рока. Она соединяет события и идеи, навязчиво следуя за Барри от крестьянской юности до вельможной зрелости. Она служит фоном для сцен дуэлей, напоминая о неизбежности судьбы и ничтожности человека перед нею. Она же ставит точку в музыкальном строе киноленты. Следует отметить, что третья часть из сюиты ре-минор для клавесина (HWV 437) Генделя приобрела известность, когда оркестровая версия была использована Стенли Кубриком в этом фильме.
Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец. Известен с XVI века, этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия, став неотъемлемой частью сюит. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, раскрывшим в своих сочинениях мелодическое и ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема сарабанды, равно как фолии, чаконы и пассакальи, оказала воздействие на общеевропейскую композиторскую практику.
О съёмках фильма читать здесь https://clck.ru/Rb2Vk