Практически все фантасты начала-середины 20 века были специалистами (инженеры, исследователи, геологи и т.д.), что прослеживалось и в романах. Фантастика середины 20 века двигала науку. Что можно сказать о современной фантастике?
Октябрёнок подходит к очень важному взрослому пионеру:
— Товарищ пианэр…
— Ну, чо тебе?
— Скажите, а дедушка Ленин какал? Как все люди???
(Пионер в полном замешательстве)
— Ммм… Ну… Как тебе сказать… Какал, канешна… но… как-то честнее, добрее, что ли…
Раньше фантастика была наивнее и добрее, как дедушка Ленин — бог мирового пролетариата из пропагандисткой машины. Да, высвечивала язвы и высмеивала пороки. Как Стругацкие. Или строила где-то на других планетах светлое будущее, как Ефремов. Или весело забавляла, прививая разумное, доброе, вечное, дети боролись с космическими пиратами, как у Булычева. О зарубежной фантастике не буду, неформат, слишком долго и «это вам не лезгинка, а просто твист».
Сейчас сплошной, затягивающий постапокалипсис и периодический годовалый Пелевин. Чуть раньше было фэнтези с Гарри Поттером. Гарри — это еще не самое страшное. Страшнее — альтернативная история разных доморощенных графоманов. Союзов разных писателей несколько штук, может быть с десяток наберется. Там эти писатели сбиваются в группы по интересам и раздают друг другу почетные премии. Для стимуляции творчества, наверное. Больше книжек, больше работы редакциям и редакторам, книгоиздатели формируют огромный информационный поток всяческого качества. Как течения в океане, бывают чистые и прозрачные, а бывают мутные и грязные направления.
У Андреева в «Розе мира» и у Подводного в Возвращенном оккультизме» (Тонкая семерка) описывается такая гадкая тётка:
«Блудница (демоница) Фокерма» — это мировая шлюха, мать и родоночальница всех сексуальных извращенцев, проституток и блудниц , искусно владеющая могущественной на Земле силой — сексуальной Энергией, и с её помощью искушающая людей для того, чтобы затянуть их падшие и неустойчивые к подобным испытаниям Души в гнилое болото Антимира. Главные искушения, инвольтируемые ей через тонкие демонические фигуры — корыстное искажение реальности (особенно ложь), всевозможные низкие медитации (в том числе алкогольные и наркотические трансы) и сильные эмоциональные состояния.»
Всё это относится к современной постсоветской фантастике.
Cама подача материала Андреевым мне не нравится (да и Подводный не безупречен), но это доступный иллюстрированный пример.
В 2000-м году некий Марк Доминик из Бивертона (штат Орегон, США) опубликовал эссе под названием «Чёрные Солнца и Луны в произведениях Даниила Андреева, Уильяма Блейка и Станислава Грофа». В своём исследовании автор провёл параллель между главой «Шрастры и Уицраоры» андреевской «Розы мира» и разделом блейковского «Брака Небес и Ада»; и в том и в другом случае описывается «перевёрнутый мир с красным небом, освещённый чёрной-но-сияющей сферой». Если принять во внимание сходные описания видений из книги Грофа «LSD Psychotherapy», можно сделать вывод, что, независимо друг от друга, «Блейк и Андреев дали нам сходные и взаимно подтверждающие прозрения относительно другого аспекта „реальности“, лежащей далеко за пределами известного нам материального мира». Так что может я зря тут бочку пытаюсь катить, есть у нас хорошие авторы и видят они что-то общее, коллективно-бессознательное? Не все с бодуна пишут, не все под веществами. Тогда как они это делают?
Присутствует ли у большинства современных российских авторов какая-то методология или они пишут подобно герою кинофильма «Великолепный» в исполнении блестящего Бельмондо? Помните, он писал про своего супергероя Боба Сен-Клера и вставлял в роман водопроводичков, электриков, своего шефа-редактора и девушку, которая ему понравилась. То есть взял и на эмоциях настрочил про приключения героя не важно где. Важно вызвать ответную реакцию у читателей и не обременять их техническими деталями. По такой схеме работают многие, не только фантасты, но и обычные литераторы. А потом из-за них Роскомнадзор пытается блокировать торрент-трекеры. Гомеопаты от Роспотребнадзора лечат подобное подобным. Как врачи в Средние века — лечили все болезни клистиром и кровопусканием. Но я отвлекся…
Год литературы, который прошёл, он именно прошёл, как свинной грипп, а не как значимое долгосрочное мероприятие в культурной жизни общества. Одобрямсы озвучены, деньги оприходованы, книжные магазины закрыты, но мы по-прежнему » самая читающая нация» в мире. Люди, умеющие глубоко мыслить, анализировать, составляют костяк страны… но тогда почему так пишут:
Всё, что вы увидите ниже, было выловлено и безжалостно исправлено редакторами одного крупного книжного издательства, но сохранено специально для этой подборки. Весёлого чтения и грамотного письма!
«Я поднял АК-47 и выпустил в него две или три пули, наблюдая, как струя крови брызнула из его плеча и отбросила на дверной косяк.»
Вот так опасно жить с повышенным кровяным давлением. Оцарапался — и улетел на реактивной струе.
«Из-за её позы груди почти не возвышались над грудью»
«Он отступил, и его место занял напарник, направивший трубку на дверь на уровне груди. (…) При нажатии кнопки снаряд моментально ускорился до ста миль час, чего оказалось вполне достаточно, чтобы пробить и дверь и голову русского майора. (…) Майор Комаров отшатнулся от двери, схватившись за живот, из которого торчал кусок металла.»
Ужасный руссопланетянин убит выстрелом в головогрудь!
«При приближении Уильяма чайка захлопала крыльями и улетела, издав на прощание пронзительный крик. Увидев выражение её лица, английский лорд улыбнулся.»
Чайка в ответ скорчила рожу и показала язык.
«Миловидное лицо с пухленькими зубами.»
«Склонил голову на бок.»
Хорошо ещё, что не на спину.
«Вместо ответа уставилась на него с остекленелой улыбкой.»
Остекленелым бывает только взгляд. Если вы, конечно, белковая форма жизни. За кремниевые не поручусь.
«На отдалении вновь протрубили рога; от их звука Солсбери поджал челюсти.»
Все шесть.
«Дью держал спутниковый телефон у правого уха. Левое он зажал левой рукой, а сам нагнулся вперёд, сжимая животом камуфляжный шлем, лежащий на коленях.»
Картина кисти Пикассо.
«Длинные эбонитовые волосы Марибелы как будто отливали внутренним светом.»
У людей волосы бывают эбеновые, то есть чёрные. Хотя если Марибела андроид, то могут быть хоть целлофановые.
«Она поцеловала дочь в щёку, которая в ответ скорчила гримасу.»
У мутантов тоже есть семьи!
«Обе женщины были одеты в туники и короткие штаны до колен, а волосы заплели в одну косу.»
Ходить так было неудобно, но чего не сделаешь ради моды!
На это раз всё. Если вам вдруг понравится, то выложу ещё подборку ляпов. Спасибо за внимание!)
P. S. Материал взят из статьи «Редакторская проза. Литературные ляпы 2015 года», журнал «Мир Фантастики», том 150, № 02, февраль 2016. Но актуально, поэтому и разместил.