В эту теплую майскую ночь, слушая польский рок-коллектив «Batushka», вспомнил я одну историю, которую попытаюсь изобразить культурологическими красками.
Давно это было, когда стояла еще в сочинском парке Ривьера аутентичная Хлудовская дача, а не брынцаловский новодел. Вернее то, что от неё осталось:
Работал я в Частном Охранном Предприятии (ЧОП) и на моё наглое предложение поднять зарплату, начальство ответило предложением — взять продработку охранником, чтобы, значит, не просиживать штаны в кабинете. Опять же — свежий воздух, дружный коллектив, один газовый револьвер на всех, по очереди.
Оружие нам выдали после нескольких нападений доберманов и хулиганов. Любители собак очень любили выгуливать своих зверей в парке, что было категорически запрещено, а хулиганам нравилось хулиганить и нарушать общественный порядок в дали от патрулей милиции, в местах злачных, среди пальм и сикомор. Аргументы в виде газовых баллончиков убеждали животных и людей слабо, вызов наряда работал намного лучше, но стражам порядка и нам не всегда удавалось настигнуть нарушителей. Хозяева собак просто убегали, завидев машину с мигалками, а хулиганы растворялись, как заправские привидения в ближайшем розарии и среди деревьев.
Я запомнил этот вечер очень хорошо. Проходя мимо здания библиотеки, увидели свет. Подойдя ближе, обнаружили,ч то на полянке стоит большой подсвечник со свечами, рядом — молодые люди разного пола, босиком и в некотором неадеквате. «Наркоманы!», — подумал я, а вслух поинтересовался — чем они это здесь ночью занимаются? Кто-то неохотно ответил, что они общаются со своим богом. Заметив, что с богами общаются обычно в других культовых местах, сообщил, что вызываю наряд и общаться они будут в отделении тогда ещё милиции, где их проверят на предмет употребления запрещенных веществ.
Компания, злобно бурча потушила свое паникадило, а один из них сказал, что их бог, Люцифер — нас накажет за то, что мы вмешались и не дали отпраздновать его день рождения. Я ответил, что вызванный нами наряд накажет компанию ещё раньше, чем поздравления и пожелания дойдут до их кумира.
Это было с 13-го на 14 мая. Позже я долго искал подтверждение в разных источниках, что второй день творения — день рождения Люцифера выпадал именно на эту дату, но кроме того, что логически это должен быть понедельник ничего не нашёл. Это если учесть, что библийский Бог работал шестидневку и в субботу, а не воскресенье отвалил на покой. Стало быть — в воскресенье начал творить, Люцифера сделал в понедельник, от чего у того был повод обидеться, понедельник, как известно — день тяжелый 🙂 Но ничего такого Люцифер нам не сделал — либо адепты молились ему не по латыни, хотя откуда эти двоечники могли знать латынь, либо их колдунство не сработало и мой Шаолинь оказался круче.
В то время я почему-то думал, что проявленный мир творила веселая компания богов из летающей тарелки, типа всем известных Инженеров из фильма Ридли Скотта.
Натолкнуло меня на эту еретическую мысль буквальное восприятие начальных слов Танахи (книги Бытия), где утверждалось: «БЕРЕШИТ БАРА `ЭЛОХИМ `ЭТ ХА-ШАМАЙИМ ВЕ-`ЭТ ХА-`АРЕЦ» или в доступном переводе «В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ». Но имя Бога – еврейское Элохим представляет собой существительное во множественном числе. В то время как глагол бара – «сотворил» — в единственном числе. Таким образом, первая фраза Библии звучит как: «Божественные силы сотворил небеса и землю».
Всё это совмещалось в моей голове под соусом из Папюса, Элифаса Леви, Алистера Кроули, Еремея Парнова, но не противоречило принципам научного креационизма, на позициях которого я тогда, в 90-х годах прошлого века я пытался устоять. Представления мои подкреплялись карикатурами Жана Эффеля
Однако к понятию множественного числа Бога я подошел со свойственной мне практичностью и перфекционизимом. Я пытался докопаться до сути. Граждане иудейские специалисты утверждали, что:
Главою древнеизраильского пантеона был общесемитский верховный бог Эл, иначе Элоах или Элохим. Само это слово во всех вариантах значит одно и то же: Бог. Слово Элохим внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является: в Ветхом завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе. Окончание -м сохранилось в этом слове пережиточно со II тысячелетия до н. э., когда оно играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. В I тысячелетии до н. э. этот артикль исчез, однако именование бога с окончанием -м сохранилось. Аналогичные формы существовали в финикийском и в аммонитском языках.
— Шифман И. Ш.
Что они (или Он) там творили — вопрос конечно интересный. Вспоминается, в связи с творением Станислав Лем, Дневники Йона Тихого:
«Верно ли, что в свое время на мертвой тогда планете Земля опустился под вашим флагом корабль, на котором из-за аварии холодильников часть припасов протухла? Верно ли, что на этом корабле находились двое космушников-пустопроходцев, впоследствии вычеркнутых из всех реестров за беззастенчивые махинации с болотной ряской, и что этих прохвостов, этих млечных путаников звали Оспод и Погг? Верно ли, что Оспод и Погг, не ограничиваясь обычным загрязнением беззащитной, пустынной планеты, решили, по пьяному делу, учинить на ней, самым бесстыдным и возмутительным образом, биологическую эволюцию, какой еще свет не видывал? Верно ли, что оба эти тарраканина цинично и злонамеренно вступили в сговор с целью устроить из Земли питомник курьезов галактического масштаба, космический зверинец, паноптикум, кунсткамеру кошмарных диковин, живые экспонаты которой станут посмешищем в самых отдаленных Туманностях?! Верно ли, что эти безобразники, лишенные всякого чувства приличия и нравственных тормозов, вылили на скалы безжизненной Земли шесть бочек заплесневелого желатинового клея и два ведра испорченной альбуминовой пасты, подсыпали туда забродившей рыбозы, пентозы и левуллозы и, словно им мало было всех этих гадостей, добавили три больших бидона с раствором прокисших аминокислот, а получившееся месиво взболтали угольной лопатой, скособоченной влево, и кочергой, скрученной в ту же сторону, в результате чего белки всех будущих земных существ стали ЛЕВОвращающими?! Верно ли, что Погт, страдавший от сильного насморка и подстрекаемый Осподом, еле стоящим на ногах от чрезмерного употребления спиртных напитков, умышленно начихал в плазменный зародыш и, заразив его вредоносными вирусами, гоготал, что, дескать, вдохнул «нечистый дух» в несчастную эволюционную закваску?! Верно ли, что эта левовращательность и эта вредоносность перешли затем в тела земных организмов и пребывают в них по сей день, причиняя массу страданий безвинным представителям расы суррогадов, которые присвоили себе имя «человека разумного» лишь по простецкой наивности? И наконец, верно ли, что тарракане должны заплатить за землян не только вступительный взнос в размере биллиона тонн платины, но и КОСМИЧЕСКИЕ АЛИМЕНТЫ несчастным жертвам планетарного непотребства?!»
Ладно, немного разрядив обстановку лемовским юмором продолжим вычислять. Таким образом. с Творцом мы немного определились. Определимся с его идеологическим противником.
Электронная Еврейская Энциклопедия © пишет следующее:
«В своем первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто «препятствует» и «мешает»: Ситна (евр. «препятствование», «вражда») — колодезь, выкопанный пастухами Исаака в долине Герарской и названный так от спора о нем, происшедшего между пастухами герарскими и пастухами Исаака. Следы имени его находят в имени реки Шутейн.
В Библии (Танах) Сатана не демоническое существо, антагонист или соперник Бога, это слово относится к людям. Однокоренной глагол используется для обозначения обвинения в суде и сопротивления в самом общем смысле. Так ангел был специально послан, чтобы помешать Валааму, воспрепятствовать ему, в проклятии израильтян.
«Препятствование» и «вражда» это не постоянная функция одного ангела; как имя определенного ангела имя Сатана впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка Захарии и книге Иов. В первом случае Сатана выступает обвинителем на небесном суде; во втором — Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, он один из Его слуг и не может действовать без Его позволения; нигде он не выступает соперником Бога.
В апокрифах и апокалиптической литературе Сатана не играет важной роли; там, где он упоминается, он почти не наделен личными свойствами, а просто представляет силы зла и противления Богу. В литературе таннаев Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла.
В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Иногда он фигурирует в том же безличном образе, как в апокрифах и литературе таннаев. Сатана отождествляется с иецер ха-ра (дурными наклонностями) и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью. Он обвиняет Авраама в том, что, несмотря на оказанную ему милость (рождение сына в преклонном возрасте), Авраам не принес в жертву Богу голубя или горлицу и потому должен принести в жертву Исаака, чтобы доказать свою покорность Богу. Сатана подвергает сомнению праведность Иова лишь для того, чтобы Бог не забыл большей верности Авраама.
Рабби Меир потратил три дня на то, чтобы добиться примирения между двумя людьми, пребывавшими в длительной ссоре. Сатана при этом жаловался: «Он выгнал меня из моего дома». Сатана в образе женщины искушал рабби Амрама хе-Хасида, рабби Меира, рабби Акиву и других праведников. Ангел Михаэль борется с Сатаной и защищает перед Богом еврейский народ от клеветы символа зла. Хотя Сатана выступает как искуситель, ему в гораздо большей степени присуща роль обвинителя; очень часто встречается выражение Сатан мекатрег (Сатана-обвинитель). Сатана пытается помешать любому положительному действию, с чем связана поговорка: «Не открывай уста Сатане».
Сатане вменялись в вину все грехи, упоминаемые в Библии: грехопадение Адама, поклонение золотому тельцу, грех Давида с Бат-Шевой. Сатана внушает неевреям неуважительное отношение к хукким — законам, которые не могут быть обоснованы рационально, чем подрывает верность евреев Божественным предписаниям.
Упоминания Сатаны в литургии немногочисленны. В нескольких молитвах содержится просьба к Богу защитить молящихся от Сатаны. Под влиянием каббалы принято перед трублением в шофар читать шесть библейских стихов, начальные буквы которых образуют акростих кра Сатан («разорви Сатану»).
Мотив дуализма, присущий представлениям о Сатане как самостоятельном злом начале, диалектически преодолевается в каббалистическом учении об «изнанке мироздания» — области темной эманации (ситра ахра). «
Про день рождения, к сожалению, ничего нет. Что касается другого, первоначального имени падшего анегала или особе приближенногй к самому Творцу, то изначаольно имя Люцифер не носило такого негативного оттенка. Так же как и с Сатаной (читаем выше) тащить всю статью про Люцифера из Википедии не буду, но отмечу следующее.
Люцифер — имя латинского происхождения, а его значение поясняется ещё в Библии. В переводе оно означает «светоносный». В христианской традиции имя отождествлено с Сатаной, но во времена Римской империи использовалось как обыкновенное мужское имя. В частности, в IV веке нашей эры на острове Сардиния жил Святой Люцифер, епископ и поборник христианства.
Имя Люцифер («дающий свет») относится к планете Венера — самому яркому объекту на небе помимо Солнца и Луны, когда она появляется как утренняя звезда. Люцифера ошибочно приравнивали к падшему ангелу Сатане, неправильно истолковав отрывок из Священного писания, относящийся на самом деле к Навуходоносору, царю вавилонскому, который в своей славе и помпезности возомнил себя равным Богу (Книга Исайи 14:12): «Как упал ты с неба, денница, сын зари!»
Как яркость утренней звезды (Люцифера) превосходит свет всех других звезд, так и величие царя вавилонского превосходит славу всех восточных монархов. Вавилоняне и ассирийцы называли утреннюю звезду, соответственно Белит, или Истар. Другие высказывали предположение, что фраза «сын зари» может относиться к лунному серпу. И наконец, третьи утверждают, что это не что иное, как планета Юпитер.
Дьявол приобрел имя Люцифер после того, как раннехристианские теологи Тертуллиан и Святой Августин отождествили его с падающей звездой по отрывку из книги Исайи. Эта ассоциация возникла у них потому, что Дьявол прежде был великим архангелом, восставшим против Бога и изгнанным с небес.
Легенда о восстании и изгнании Люцифера в изложении еврейских и христианских писателей рисует Люцифера как главного в небесной иерархии, как выдающегося по красоте, силе и мудрости среди всех прочих созданий. Именно этому «помазанному херувиму» со временем была передана власть над землей; и даже после его падения и изгнания из своего старого царства, он, по-видимому, сохранил какую-то часть своей прежней силы и верховного титула. Согласно писаниям раввинов и отцов церкви, его грехом была гордыня, что было проявлением полного эгоизма и чистейшей злонамеренности, поскольку он любил себя превыше всех других и никогда не прощал невежества, ошибок, страстей или слабоволия.
Согласно другим версиям, его дерзость зашла столь далеко, что он даже пытался взойти на Великий Престол. В мистериях средневековья Люцифер как правитель небес сидит рядом с Вечностью. Как только Господь встает со своего трона, Люцифер, раздуваясь от гордости, садится на него. Возмущенный архангел Михаил нападает на него с оружием и в конце концов изгоняет его с небес и ввергает его в темное и мрачное жилище, предназначенное ему теперь навеки. Имя этого архангела, пока он находился на небесах, было Люцифер; когда он попал на землю, его стали звать Сатаной. Ангелы, присоединившиеся к этому восстанию, также были изгнаны с небес и стали демонами, царем которых и является Люцифер.
Люцифер упоминается как дневная звезда у Иезекииля, в его предсказании грядущего падения царя Тира. Здесь Люцифер — ангел, сверкающий бриллиантами, прохаживающийся в саду Эдемском, среди «огненных камней». Только потом его люстрировали.
Люцифер мог быть героем более раннего рассказа о том, как утренняя звезда пыталась занять место Солнца, но потерпела поражение. Эта история возникла потому, что утренняя звезда последней исчезает с небосклона, уступая место восходу Солнца. Высказывалось также предположение, что эта история — просто еще одна версия изгнания Адама из рая. Возможно, в этот день происходило какое-либо астрономическое явление с Венерой и оно где-то и как-то отмечено. Так глубоко я не копал… Всё смешалось в мире Древних, поэтому скажу слови героев из фильма «Большой куш»:
— Это красивая история. Только и всего. Просто история. Католическая религия основывается на неверном переводе.
— Достаточно. Рубен, скажи что-нибудь.
— Послушайте. Вы что, заняты? Я расскажу вам всю историю, целиком. Дело в том, что при переводе Септуагинты слово, которое на иврите значит «молодая женщина» перевели на греческий как «девственница». Ошибиться было легко, потому что там совсем небольшая разница в произношении. Из этой ошибки выросло пророчество: «Девственница понесет и родит нам сына». Понимаете? Внимание людей приковало слово «девственница». Не каждый день девственница беременеет и рожает. Но дайте этому пророчеству пару сотен лет настояться и в результате получите святую католическую церковь.
— Ой вэй, и что уже ты хочешь сказать?
— Я таки хочу сказать, что если даже что-то и написано, это вовсе не значит, что так оно на самом деле и есть.
© Snatch.
Книги из библиотеки парка, при её закрытии, перенесли в свою библиотеку работники Центральной, что на Чайковского. Где те сатанисты — неизвестно. Сейчас думаю, что всё же надо было конфисковать у них подсвечник. Красивая вещь была. Оформил бы вещдоком.