— Какой смысл говорить о будущем? — Возразил Павор. — О будущем не говорят, будущее делают. Вот рюмка коньяка. Она полная. Я сделаю ее пустой. Вот так. Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести. — Гадкие лебеди (Аркадий и Борис Стругацкие)
1. Почему фантастика, если сейчас в моде детективы?
Есть множество примеров, когда детективный жанр пересекается с жанров фантастики. Научно-фантастические детективы можно найти у Станислава Лема, Айзека Азимова, Кира Булычева. Фэнтейзийный детектив -это Роберт Хайнлайн, а детективный хорор — это Эдгар Алан По. Многие читали повесть братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» , а некоторые даже смотрели одноименный фильм — это так же фантастический детектив. Детективно-мистическая повесть Алексея Атеева «Загадка старого кладбища», где все чудеса в повести происходят на фоне серой обыденной жизни, увлекают читателя бурно разыгрывающимися страстями, неожиданными поступками героев. Юмор и гротеск в повествовании придают особый колорит происходящему. И это хороший детектив и замечательная фантастика. А сколько великолепных примеров в кино и драматургии! Отдельная тема для разговора…
Поэтому — дело тут совсем не в моде. Мода приходит и уходит, фантастика же оперирует прошлым, настоящим и будущим, формирует пространство и время. Фантастика своими корнями уходит в народный фольклор, в мифы, сказки. Сказки бывают страшные, веселые, поучительные, добрые, юмористические. Сказки воспитывают молодое поколение. Фантастика действует подобным образом. Это литература для тех, кто задумывается о будущем. Но она не отвлекает, как это принято считать, от жизни, она погружает читателей в иные миры. Фантастика — как радио, дает возможность переключиться на мечту, поменять внутренний частотный диапазон и открыть новую для себя реальность.
2. Не смущает специфичность слога книги «47 Большой Медведицы»? Воспримет ли её читатель?
Я идеалист — верю в своего читателя. Знаю, что это современный и технически грамотный человек, что он разберется и в специфике, и в компьютерном сленге. Кроме того — у меня в книге есть подсказки, как в игре. Это множество сносок с пояснениями. Размещены они непосредственно на страницах, а не в конце книги и не отсылают читателя в энциклопедические словари. Хотя я и не «разжевываю». Пусть едят сами. Пусть смакуют и переваривают. Хорошо, если какая либо тема, поднятая в книге вызовет отклик, заставит читателя (или еще лучше — читательницу) более подробно разобраться в ней при помощи сторонних источников. Задача Автора — научить думать, задача Мастера — показать: как надо и отойти в сторону. Главное — не мешать восприятию.
Существует одна особенность — «невкусная», серьезная информация «упакована» в оболочку из юмора. Книга веселая и юмористическая. Сказочная даже. Дело в том, что в глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения. Постепенно стали складываться жанровые особенности текстов, которые уже не имели практического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья, для выражения чувств и переживаний. Это и стало устным народным творчеством, фольклором. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»
В моем литературном ремесле присутствует здоровый перфекционизм — я считаю, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. Чтобы это сделать — необходимо разбираться в предмете. То есть, прежде чем сочинить какой-либо кусок произведения с техническими подробностями или деталями, я стараюсь достаточно хорошо понимать — о чём пишу. Работа писателя — это всегда труд и анализ, а не выдуманная отсебятина. Произведение создано как результат длительного изучения культурологии, целительных шаманских техник, основано на принципах гуманистической психологии и суггестивной лингвистики. Указанные дисциплины внесли свой отпечаток. Хорошо получилось или плохо? Читатель разберётся. И своими отзывами мотивирует меня на то, чтобы сделать еще увлекательней, интереснее и лучше.
3. Кто из писателей-фантастов близок по духу и почему?
Их много. Мне более близки по духу представители магического реализма в литературе. Считаю его отправной точкой в фантастике. Николай Васильевич Гоголь, малоизвестный Александр Васильевич Чаянов, Михаил Афанасьевич Булгаков, Гофман, Эдгар По, Хулио Картасар, Густав Майринк…
«Чистая» фантастика: Братья Стругацкие, Александр Миррер, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбэри, Клиффорд Саймак, Гарри Гаррисон. Почему? Потому, что классика. Стиль. Слог. Буква. Дух времени.
4. Как оцениваете творчество современных писателей-фантастов?
Обычные люди в необычных обстоятельствах. Вот первое и основное определение, которое мне интересно в фантастическом творчестве. Второе — это хороший слог и то, что не является по определению графоманией. Третье — гуманизм, построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях. Мы живем «здесь и сейчас». Задача автора — задать направление в полезном для социума векторе развития бытия. Можно и нужно писать о конфликтах, но необходимо помогать разрешать эти конфликты, а не усугублять их. «Мощный и информированный разум должен потягаться с подсаженным сознанием» общества потребления. Иначе наступит тот самый постапокалипсис, о котором многие писатели-фантасты предупреждают нас очень давно. Вот такое творчество мне нравится.
5. Есть ли какие-либо секреты «творческой кухни»?
Чтобы хорошо писать — надо много читать. Сравнивать, анализировать. Если этого не делать будет написано нечитабельно, скучно, нудно. А вообще — любой писатель — это наблюдатель за социумом. Наблюдаю, анализирую, записываю фразы, фрагменты общения. Ловлю на слове. Потом оформляю документально.
Жизнь — она вокруг многопланова и разнообразна, только бери и пиши. Литература в целом — это ремесло, а не творчество, тут я отчасти согласен с Максимом Горьким и его посланиями в «Письмах начинающим литераторам.» Литература — это труд, ежедневный, ежечасный. Умение строить логические конструкции, доступные каждому. Автор должен уметь донести мысль любому читателю. Ребенку, с его когнитивным мышлением нужно показать понятийное мышление,
это то, чего так не хватает в нашем современном образовании. У взрослого нужно вызвать отклик в сознании и в момент его раскрытия — четко сформулировать вектор мышления автора.
Необходимо максимально раскрыть читателя, вывести его на «внутренний диалог» с автором. Забыть о своих амбициях, дать читателю то, что ему необходимо — подтверждение статуса Человека и Гражданина. Это воспитательные и формирующие личность цели любой литературы, а не только фантастической.
6. Какие направления в фантастике созвучны с персональным мировосприятием?
Если вы имеете ввиду фантастические «поджанры», то это технофэнтези, киберпанк и турбореализм.
Технофэнтези позволяет соединить науку и магию в одном флаконе, где они трансформируются друг в друга. Это отличный способ научить читателя думать критически. Киберпанк — это настоящая бездна для литературных исследований, где информационные технологии сочетаются с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Киберпанк — своеобразный фантастический «Клондайк» для автора.
Турбореализм — относительно молодое направление, возникшее именно в российской фантастической литературе в начале 1990-х. Некоторые критики не участвующие в движении писатели считают турбореализм «низкой литературой». Считаю, что это мнение несвоевременно. Будущее расставит приоритеты в данном вопросе. Дело в том, что турбореализм можно определить как философски-психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями, это литература на грани реализма и фантастики.