Мари́ Лафоре́ (фр. Marie Laforêt, настоящее имя Майте́на Мари́ Брижи́тт Думена́к [Думена́ш] — франко-швейцарская певица и актриса.
Майтена Думенак родилась 5 октября 1939 года в городке Сулак-сюр-Мер во французском департаменте Жиронда в семье инженера и математика, сотрудника Национального центра научных исследований Жана Эжена Дени Думенака (фр. Jean Eugène Denis Douménach; 1909—1983) и домохозяйки Марии-Луизы Сен-Жили (фр. Marie Louise Saint Guily; 1912—1993). Имя Майтена — баскского происхождения и означает «любимая»; оно достаточно широко распространено в Аквитании. Второе имя, Мари, было дано в честь матери, а также тётки Майтены — Марии-Терезы (фр. Marie-Thérèse). Фамилия Думенак — каталанская: семья отца Мари Лафоре жила в деревне Олетт в Восточных Пиренеях.
Карьера будущей певицы началась благодаря случаю. В 19 лет Майтена без подготовки приняла участие в конкурсе «Рождение звезды» на радиостанции Europe no 1, заменяя заболевшую сестру Александру. Случайность обернулась победой на конкурсе. Вскоре, в 1963 году, Мари Лафоре записала песню, ставшую её первым настоящим шлягером — «Les vendanges de l’amour» («Время сбора винограда любви») Даниэля Жерара. Громкий успех пришёл к певице в возрасте 23 лет. Её внезапная популярность во многом объяснялась особой манерой и стилем — совершенно отличным от музыкальной моды 1960-х годов. Песни Мари Лафоре не имели ничего общего с захватившим тогда французскую эстраду жизнерадостным танцевальным стилем «йе-йе».
В 1960 году Лафоре дебютировала в кино. Вместе с сестрой Мари отправилась на прослушивание в театр, где её заметил режиссёр Рене Клеман, искавший героиню для своего нового детективного фильма «На ярком солнце». Сыграв в этой картине вместе с Аленом Делоном, Лафоре стала знаменитостью и получила много ролей в 1960-х годах. В 1961 году она вышла замуж за Жана-Габриэля Альбикокко, снявшего её в некоторых своих работах, включая картину «Златоокая девушка», основанную на одноимённой новелле Бальзака. После этого фильма прозвище героини закрепилось за самой Лафоре.
В 1966 году в исполнении Мари Лафоре впервые прозвучала её самая популярная песня — «Manchester et Liverpool» («Манчестер и Ливерпуль»; музыка Андре Поппа, слова Эдди Марне). В конце 1960-х — начале 1970-х годов Лафоре записала «Mon amour, mon ami» («Моя любовь, мой друг»; музыка Андре Поппа, слова Эдди Марне), позднее прозвучавшую в фильме Франсуа Озона «8 женщин», «Ivan, Boris et moi» («Иван, Борис и я»; музыка Эмиля Стерна, слова Эдди Марне), «La tendresse» («Нежность»; музыка Юбера Жиро, слова Ноэля Ру), «Viens, viens» («Вернись, вернись» — кавер-версия международного хита «Rain, Rain, Rain», впервые исполненного западногерманским певцом Саймоном Баттерфлаем; музыка и оригинальный английский текст Свена Линуса, французский перевод Ральфа Берне) и ряд других известных песен.
В конце 1960-х Мари стала довольно характерной фигурой на французской поп-сцене. Её музыка выделялась, возможно, слишком сильно для её нового лейбла CBS Records, ожидавшего от неё более оптимистичных и простых песен. Она была заинтересована в создании большего количества личных записей, но наконец сдалась. Несмотря на то, что в 1970-х годах были выпущены её самые успешные в коммерческом отношении синглы («Viens, viens» и «Il a neigé sur Yesterday» — «Вчера шёл снег», баллада о распаде The Beatles), Мари постепенно потеряла интерес к своей певческой карьере.
В 1978 году певица переехала в Женеву, приняв швейцарское гражданство. Там же она открыла художественную галерею и полностью отказалась от музыки.
Последние 30 лет Мари Лафоре почти не выступала с сольными песенными концертами, посвятив себя кино и театру. В 1999 году Лафоре с триумфом вышла на театральную сцену в роли Марии Каллас. В начале 1990-х годов она записала диск с песнями собственного сочинения, занималась журналистикой. В 2005 году после 30-летнего перерыва вернулась к песенным концертам, выступив на сцене Театра Буфф-Паризьен. В 2007 году анонсировала прощальное гастрольное турне, которое позднее была вынуждена отменить по состоянию здоровья.
Мари Лафоре умерла в клинической больнице швейцарского города Женолье 2 ноября 2019 года. О причинах смерти широкой публике не сообщалось. После погребальной службы, состоявшейся 7 ноября в парижской церкви Сент-Эсташ, Лафоре была похоронена рядом со своими родителями на кладбище Пер-Лашез (участок 49).
Популярность в СССР
В Советском Союзе Мари Лафоре получила известность как певица с конца 1960-х — начала 1970-х годов благодаря аудиопубликациям в журнале «Кругозор» и музыкальным радиопередачам Виктора Татарского. Популярность в СССР приобрели «Manchester et Liverpool», «Viens, viens», «Mon amour, mon ami», «Ivan, Boris et moi» (позднее исполнявшаяся Эдитой Пьехой и Аллой Иошпе) и другие международные хиты Лафоре. Мелодия песни «Manchester et Liverpool» в исполнении инструментального оркестра Франка Пурселя ежедневно сопровождала прогноз погоды в телевизионной программе «Время» с 1968 года по февраль 1981 года и с июня 1990 года по август 1991 года. С 2015 года мелодия звучит при прогнозе погоды на российском федеральном телеканале ОТР.
В самом известном в мире русским кукольном представлении XX века — «Необыкновенном концерте» Театра кукол Сергея Образцова (1946, обновлённая редакция 1968, ТВ-версия 1972) — фигурирует «французская певица из Парижа» Мари Жють: персонаж, соединивший в себе узнаваемые черты Жюльетт Греко, Мирей Матьё и Мари Лафоре. Роль ведущего «Необыкновенного концерта» конферансье Эдуарда Апломбова исполнил Зиновий Гердт, впервые представивший Лафоре советским слушателям в майском выпуске аудиожурнала «Кругозор» за 1968 год.
© Текст и фото — Википедия © Видеоролики найдены на этом канале YouTube