AlgDeus

Про церковь и мировой кинематограф

Однажды, в застойных семидесятых годах XX века, в эпоху развитого социализма, сложился весь этот — не побоюсь такой лингвистической эклектики —  креациосинематографический пазл в жизни.  Меня, только что принятого  в «октябрята» в  церковь притащила мимоходом бабушка. И я гордо выставляя напоказ звездочку с кучерявым Володей, вооруженный им, как Прометей — фонариком, зашёл на церковный двор. Церковь была вот эта;

Сейчас нет каменного забора, а есть металлический, храм полностью обновлён:

фото © Петр Чернега

Мою причастность к общему делу и неосознанный коммунистический эксгибиоционизм, верующие оценили крайне негативно и с выражением идеологически мотивированной агрессии.  Какая-то трухлявая и ветхая старуха, которые стаями вечно околачивались в церковном дворе, увидела это и её закоротило.  Выставив корявый, коричневый палец мне в грудь, она заорала на весь двор: «Убийца!» Ничего не понимая, я вылупилсся на старую ведьму, продолжавшую кричать: «Он нашего царя погубил! Он убийца! Смерть ему! Нет ему места в святой церкви!»

Начал вспоминать — какого царя я погубил и когда, но потом понял, что указывает она на звездочку, где красовался ангельский лик Володи Бланка. Что он Бланк, а не Ленин ибн Ульянов — я узнал намного позже, после краха эпохи диалектического материализма. Практически Люцифер, молодые годы:

Закончилась история моментальной перепалкой моей бабушки и юродивой старушенции, с поспешным отступлением на заранее подготовленные позиции, а так же отпаиванием «бедного ребенка» чаем с конфетами у знакомых, куда мы зашли после конфликта.  Сцена почти по Гоголю, Вия только не было. Психотравму я залечил, но осадочек остался — с полной идиосинкразией к институту церкви.

На пасху мы бегали возле церкви и дрались крашенными яйцами, чему пытались препятствовать завуч и директор. Пасху я очень любил по двум причинам: в этот период по телевизору показывали передачу «Иллюзион» с телеведущим Отаром Сепиашвили. Он долго рассказывал по-грузински про кинематограф, а потом крутили что-то невероятное: «Полицейские и воры», фильмы Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, комедии с Жаном Габеном, Челентано, какие-то боевики и комедии, которых не было в обычном прокате.

И вторая причина — много вкусняшек, которые готовила бабушка, после чего происходили перманентные хождения из гостей и в гости. А гости — это и хорошее настроение от большого количества подаренных конфет, и веселая обстановка.

Что же касается кино, то с детства мне и другим прививался хороший вкус. Сейчас такое не смотрят и не снимают:

Cinematographer Gianni Di Venanzo and director Michelangelo Antonioni during filming of Le amiche, 1955 Michelangelo Antonioni | © Jazzinphoto

Как говорили взрослые — это чтобы ночью в церковь на пасху не ходили, а смотрели кино, оно увлекательнее:

Story of a Love Affair, 1950 / Director: Michelangelo Antonioni and Lucia Bosè

Некоторые фильмы будоражили воображение, Брижит Бардо, пресвятые сиськи, мама миа!  Видеомагнитофонов массово пока не было:

Марчелло Мастрояни, Софи Лорен, цигель, цигель, алюлю!

Завлекали и такими фильмами

Лето с Моникой  (режиссёр Ингмар Бергман)

Двое молодых людей — Харри и Моника — вырываются на свободу. Они любят друг друга и убегают от надоевшей им реальности на природу: фьорды, тихие бухты, утесы, прогулки на лодке. Но надолго ли?

Иллюзион показывали и на другие, не церковные праздники. И в каждую субботу вечером. Цензоры из Москвы ничего не могли с этим поделать. Как признался сам ведущий программы в одном из своих ранних интервью, «законом было разрешено показывать небольшие куски из фильмов. Но мы прибегали к хитростям и показывали практически весь фильм».

Под эту заставку мы мчались домой и переключали канал. Эта музыка в заставке передачи сводила нас  с ума. Мы знали, что не увидим нигде и никогда того, что нам покажет Сепиашвили. Ну, разве что на полу кинотеатра. Сидя на своем, набитом книгами и тетрадями портфеле, среди кресел, если пустят туда… Даже поговорка была: «Понедельник, вторник, среда… пятница… Иллюзион!!!»

Вот заставка программы, которая заставляла бежать к телевизору:

Отар Сепиашвили умер на 85-м году жизни в Нью Йорке, в ноябре 2014-го года. Спасибо ему за всё!  Вспоминаем его добрым словом. Мир его праху.

Exit mobile version