Домашнее святилище


Для отправления обрядов и молитв Богам важным элементом является специально отведённое для этого освящённое место, средоточие силы и воли Богов – храм. Сегодня в мире существует лишь несколько действующих храмов, посвящённых Богам Пантеона, так называемым Олимпийцам, что налагает некоторые ограничения на нас в поклонении. Однако, для наших предшественников это никогда не было серьёзным ограничением, потому-что небольшие святилища, посвящённые Богам, были чуть ли не в каждом доме.

В этой статье мы проведём исторический экскурс в традицию обстановки домашних святилищ и предложим несколько вариантов того, как можно обустроить его у себя дома.

Немного истории

Сегодня самым известным термином для обозначения предмета нашего разговора является «ларарий», однако использовать его для святилища посвящённого Богам вообще, не совсем правильно. Слово lararium происходит от названия разряда младших богов, относящихся к какому-либо месту – ларов (Lares), так-что ларарий – это святилище ларов.

Бронзовая статуэтка домашнего духа Лара. Археологический музей Неаполя.

В более общем смысле, в ещё до-имперский период, использовались и другие слова (перевод согласно словарю Дворецкого):

  1. эдикула (aedicula – маленький храм, домик, молельня, ниша для священных статуэток, комнатка);

2. сакрарий (sacrarium – святилище, храм, хранилище священной утвари)

3. сацеллум (sacellum – небольшое святилище)

Конечно, в развитой системе римской религии были и другие слова, такие как templum, fanum, delubrum и aedes, но мы считаем, что они более подходят для полноразмерных храмов.

И, хотя термин ларарий является разновидностью сацеллума, посвящённого конкретно ларам и пенатам (младшим богам, которым поклонялись дома), по какой-то причине именно слово «ларарий» является наиболее расхожим в наше время – в своих поисках по Сети читатель должен это учитывать. Вероятно, расхожесть этого слова связана с тем, что ларарий использовался горожанами не только как храм для ларов, но и как алтарь для совета Богов и также других Богов.

Ларарий дома Веттиев в Помпеях

Сацеллум (sacellum, мн.ч. – sacella; на латыни читается «сакеллум») – домашний алтарь (часто ларарий) и священное место для священнодействий, где приносятся молитвы и жертвоприношения Богам. В больших римских домах сацеллум, как правило устраивали в атриуме (главный зал). В доме могло быть несколько алтарей, как внутри (в спальне, вестибуле, атриуме или на кухне) так и снаружи (в саду или перистиле), были и общие сацеллумы, располагавшиеся в общественном месте. В маленьких домах или квартирах инсул, сацеллумы располагали на кухне или над очагом.

“Есть ли что-нибудь более святое, более огражденное всяческими религиозными запретами, чем дом любого гражданина? Здесь находятся алтари, очаги, боги-пенаты, здесь совершаются религиозные обряды, священнодействия, моления; убежище это настолько свято для всех, что вырвать из него кого-либо запрещено божественным законом.” (Cicero, De Domo Sua XLI, 109)

Эдикула – в античной архитектуре ниша, обрамлённая колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном (так же – миниатюрный храм). В эдикулах ставились статуи Богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулами называются также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания.

Устройство Сацеллума

Сацеллум, как освящённое место, всегда представляет собой храм в миниатюре. Раскопки в погибших (и избежавших христианизации) городах Помпеи и Геркуланум дают нам богатое представление о его вариациях.

Его оформление, хотя и имеет единый мотив, может быть совершенно разным, всегда зависит от благосостояния владельца или его навыков в искусствах. В доме богатого гражданина сацеллум мог иметь вид полноценного храма в миниатюре, изготовленного из мрамора, обрамлённого металлами и раскрашенного художником.

Менее состоятельный домовладелец мог позволить себе деревянную копию святилища, опять-таки раскрашенную как полагается храму.

Современное исполнение относительно бюджетного ларария. Основа из дерева, изображение ларов и гения семьи распечатано

Наиболее бедные слои населения могли позволить себе иметь лишь полку со священными предметами над которой была доска с нарисованным храмом, или же нарисовать его, в силу своих способностей, прямо на стене.

Как видно, сацеллум, в своей основе, может потребовать очень разного уровня вложений и при желании его может обустроить каждый. Неизменным оставалось лишь два положения: сацеллум изображал храм и имел постоянное место пребывания. Алтарь, после выполнения ритуалов, не складывался и никуда не убирался. Это была официальная “жилплощадь” духов семьи и дома. Разумеется в священном месте постоянно находятся изображения Богов.

В отдельных случаях возможно создание и небольшого переносного алтаря, если владелец такового много путешествует или имеет объективные затруднения с расположением постоянного. Исторических примеров таких алтарей тоже не мало (например для военных походов). В этом случае, он представляет из себя раскрывающуюся коробку или сундук, в котором находятся образы Богов и ритуальные предметы.

Если речь идёт о ларарие, то он так же выполнен в виде храма. Роспись изображает гения места, совершающего жертвоприношение, и двух ларов, которые держат в высоко поднятых руках рога с вином. Сопровождает фреску традиционная змея – добрый гений места.

В наше время, основу под сацеллум названную «ларарием» иногда можно увидеть в продаже в Сети, в основном из дерева.

Кроме самого сацеллума, разумеется, в ходе ритуалов, проводившихся перед домашними алтарями, использовались священные предметы, которыми посвящённому было бы полезно обзавестись:

акерра (acerra) – сосуд для благовоний;
2. салинум (salinum) – сосуд для соли;

3. гут (guttus) – сосуд c узким горлышком для молока или вина, можно заменить на бокал;

4. патера (patera) – блюдо для жертвоприношений;

5. благовония – один из видов жертвоприношений, часто – ладан (не церковный!), возможны и другие символы Богов, например – виноградный лист для Вакха, голубиное перо для Меркурия или лавровый лист для Аполлона;

6. турибулум (turibulum) – курильница для возжигания благовоний (можно заменить ароматическими палочками);

7. лукeрна (lucerna) – освящённая лампада или свеча.

Это полный, хотя не строго обязательный, набор предметов, требуемый для отправления обрядов Богам, но, разумеется, возможны и вариации, при условии, что ваш инвентарь способен восполнить все необходимые функции и используется только для данной работы.

AlgdeusAuthor posts

Писатель и сценарист: фантастика, фэнтези, киберпанк, турбореализм, магический реализм. Проза и поэзия.

Comments are disabled.