Фалернское вино


Благодаря функции поиска по тексту, обнаружил в “Мастере и Маргарите” забавную деталь:

Пришедший прилег, слуга налил в его чашу густое красное вино…

Пришедший не отказался и от второй чаши вина, с видимым наслаждением
проглотил несколько устриц, отведал вареных овощей, съел кусок мяса.
Насытившись, он похвалил вино:
— Превосходная лоза, прокуратор, но это — не “Фалерно”?
— “Цекуба”, тридцатилетнее, — любезно отозвался прокуратор.

 

— И опять-таки забыл, — прокричал Азазелло, хлопнув себя по лбу, —
совсем замотался. Ведь мессир прислал вам подарок, — тут он отнесся именно
к мастеру, — бутылку вина. Прошу заметить, что это то самое вино, которое
пил прокуратор Иудеи. Фалернское вино.
Вполне естественно, что такая редкость вызвала большое внимание и
Маргариты и мастера. Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи
совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели
сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все
окрашивается в цвет крови.

Как видите, сам Пилат пил Фалернское, а гостям наливал Цекубу 🙂

Фалернские вина были безусловным лидером и самым, что ни на есть гран крю среди вин античной эпохи. Про них было много написано хвалебных слов у древних классиков. Однако, что это было конкретно за вино – досконально раскопать трудно…

Во-первых, изначально фалернские вина были белыми. Во-вторых, римляне в основном любили сладкие вина. В-третьих, есть многочисленные сведения о том, что фалернские вина были склонны к длительной выдержке (десятки лет) и были высокоалкогольными (пары их даже горели!). Это подтверждает предположение о том, что настоящее фалернское было чем-то, что сейчас бы назвали «поздним урожаем». Иначе, шансов сохранить вино в течение десятилетий в глиняных амфорах не представляется возможным.

Как видите, Воланд недалеко ушел от Пилата: под видом Фалернского подсунул Мастеру красное вино.

Кругом жулики 🙂

Цекубское вино ценилось выше, чем Фалернское, так что Пилат поил гостей дорогим вином, а сам обходился дешевым (и это политически правильно!);

ФАЛЕРН (Falernum)

Можно вообще ничего не знать о римских винах, но уж легендарное фалернское-то знают, наверное, все. В основном, благодаря Катуллу в переводе Пушкина:

Пьяной горечью фалерна
Чашу мне наполни, мальчик!
Так Постумия велела,
Председательница оргий…

Итак, поговорим о подлинной легенде мирового виноделия.

Фалерн – это вино темного цвета, хорошо сохраняющееся, причём лучшим считался пятнадцатилетний. Для неразбавленного вина был характерен горьковатый вкус, собственно, и отмеченный Катуллом в знаменитом стихотворении.
Впервые выставил его для общественной попойки по случаю своего триумфа над Испанией в 60 г. до н.э. Юлий Цезарь. Дешёвые вина для таких целей не употребляли – задача стояла поразить воображение, поэтому угощение было первосортным. Так вот, Цезарь выбрал для этого фалерн и престижное привозное хиосское. Именно после этого случая фалернское стало набирать свою популярность. Как сейчас бы сказали, пить его на пирушках стало остромодным трендом (тьфу, не люблю это слово).

Из надписи на стене в Помпеях мы точно знаем, как соотносились цены на фалерн и другие вина: «Выпивка стоит здесь асс. За два – самого лучшего купишь, а за четыре – можешь фалернское пить».

Гораций упоминает как наиболее изысканное питьё – фалерн с мёдом (ведь горчащее вино хотелось подсластить):

<blockquote>Тут ты, почувствовав жажду и позыв пустого желудка,
Презришь ли пищей простой? Перетерпишь ли жажду затем лишь,
Что фалернского нет, подслащенного мёдом гиметтским…</blockquote>

Кстати, сто лет спустя ровно этим же напитком восхищался Марциал:

Аттики мёд! Ты Фалерн обращаешь в нектарную влагу.
Надо, чтоб это вино нам подавал Ганимед.

К фалернским в широком смысле относили все вина из округа между границей Лация и рекой Волтурном, включая Массик и статанское вино. В этом смысле оно упоминается Марциалом:

Из синуэсских точил появилось массикское это.
Просишь сказать, при каких консулах? Ни при каких.

Более строго – это вина из Фалернского округа. Плиний вслед за знатоками отличает истинное фалернское от производящихся поблизости фаустинского и кауцинского.

Существует некоторая путаница с определением цвета фалерна. С этим даже связано литературное недоразумение.

М.А. Булгаков очень хотел, чтобы знаменитое вино фигурировало в «Мастере и Маргарите». Однако писатель как-то выяснил, и даже сделал запись в рабочей тетради, что фалернское имело золотистый цвет (скорее всего, эти сведения он почерпнул в словаре Брокгауза и Ефрона). Однако для романа требовалось красное в цвет крови вино, и Булгакову пришлось заменить сорт. Так возник диалог:

«- Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
– «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор».

Причина такого заблуждения классика, видимо восходит к неправильной интерпретации одного из пассажей Плиния Старшего, упоминавшего о ценном сорте янтаря, называемого по цвету вина – фалерном. Конечно же, для нас слова «янтарный» и «золотистый» – синонимы, но Плиний, очевидно, имел в виду камень темно-красного цвета, действительно, самый дорогой и редкий вид янтаря.

Впрочем, возможно, виноват в путанице Афиней, который утверждает буквально следующее: “Существует два его сорта: сухой и сладковатый. Последний приобретает свои особенности, когда во время сбора винограда дует южный ветер, в результате вино получается более тёмным. Сбор в безветренную погоду даёт вино жёлтого цвета». Думается, Афиней просто путает разные сорта из одной местности.

До нас дошло немало немало упоминаний о характерном цвете фалерна:

«…И от фалерна у нас чёрным бы делался снег» (Марциал),

«То вдруг амфору подай с отстоявшемся тёмным фалерном» (Он же).

На надгробии некоего Урса, относящимся к 126 году н.э., есть эпитафия, призывающая почтить его память «чёрным фалерном, сетинским или цекубским вином».

Что же до свойств вина, то Афиней сообщает, что «Фалернское вино приобретает приятный вкус после десяти лет выдержки и сохраняет его до пятнадцати или двадцати лет; превысившее этот срок вызывает головные боли и угнетающе действует на телесное напряжение”. Слишком передержанный фалерн даже может действовать как яд и вызвать немедленную потерю сознания».

Плиний называет Фалерн вторым по качеству и благородству после занимающих первенство пуцинского, cетинского и цекубского:
«Вторым шло вино из Фалернской области и особенно из Фаустинова округа: вино это создали уход и забота. Теперь они не в обычае: хозяева гонятся скорее за количеством, чем за качеством. Фалернский округ начинается от Кампанского моста влево, если идти в Урбану, Суллову колонию, причисленную недавно к Капуе; Фаустинов округ – мили за четыре от посёлка Цедиция, а посёлок этот отстоит в 6 милях от Синуессы. Нет сейчас вина более знаменитого; это единственное, которое горит. Есть три его сорта: крепкое, сладкое, лёгкое. Некоторые различают так: с вершин холмов – кауцинское вино, со склонов – фаустиново, у подножия – фалернское. Следует упомянуть, что виноград, дающий эти прославленные вина, на вкус неприятен».

Отмеченная Плинием способность фалерна гореть удовлетворительного объяснения не имеет, поскольку добиться необходимой концентрации спирта естественным брожением невозможно, а оснований предполагать, что вино изготавливалось с помощью перегонки, нет, поскольку это противоречит всем известным данным об античном виноделии.

За мнением рядового потребителя об этом вине мы смело обращаемся к поэту:

Тукка, ну есть ли расчёт мешать со старым фалерном
Сусло, которым налит был ватиканский кувшин?
Что за пользу тебе принесли поганые вина,
Чем могли повредить лучшие вина тебе?
Нас-то, пожалуй, хоть режь, но фалерн удушать – преступленье,
Яду жестокого влив в чистый кампанского ток.
Может быть, гости твои в самом деле смерти достойны,
Но не достойно сосуд столь драгоценный морить.

(Марциал)

Любопытно, что фалерн имеет своё современное продолжение. Вот, что об этом известно:

«Благодаря усилиям юриста из Неаполя по имени Франческо Паоло Аваллоне (Francesco Paolo Avallone), в начале 60-х годов прошлого века начались скрупулёзные исследования с целью возродить легендарное фалернское вино. Ещё в бытность ассистентом на кафедре Римского права в университете Неаполя, Франческо Аваллоне сумел проанализировать все, что писали о фалерне такие авторы, как Плиний, Катулл, Колумелла… Этой суммой знаний удалось воспользоваться поисковой экспедиции, обнаружившей на склонах горы Массико «целых» 20 лоз, из которых 15 принадлежали тёмным сортам винограда (10 – Альянико и 5 – Пьедироссо) и 5 – белому сорту Фалангина (Vinum Album Phalanginum), из которого и производилось драгоценное фалернское!!!

Ныне сын (Salvatore) и дочь (Maria Ida) продолжают дело Франческо Аваллоне, на радостях основавшего винодельческое хозяйство Villa Matilde».

Впрочем, надо отдавать себе отчёт в том, что современные и древние технологии виноделия здорово различаются, да и в то, что сорт и почвы, на которых его выращивают, не претерпели существенных изменений за 2000 лет, не очень верится. Так что, скорее, это маркетинговая фишка, а не реальное воскрешение «того» фалерна.

PS Но чёрт побери! Каким, всё-таки, образом оно горело?!

Найдено здесь

В поисках легендарного Фалернского

AlgdeusAuthor posts

Писатель и сценарист: фантастика, фэнтези, киберпанк, турбореализм, магический реализм. Проза и поэзия.

Comments are disabled.